Лодка серии “Вега” является промежуточным вариантом между самодельной “Москвичкой” и усовершенствованным “Янтарем“. Ее можно использовать для прогулок, рыбалки и туризма на ограниченном расстоянии. Отличается достаточно высокими мореходными качествами, устойчивостью при движении, а также достаточным уровнем комфортабельности.
Достоинства
- Мореходность
- Комфортабельность
- Остойчивость
- Транспортабельность
- Стоимость обслуживания и эксплуатации
Недостатки
- Пассажировместимость
- Скорость
Фото лодки Вега:
История и цель создания
Концепцию будущей мотолодки заложил Г.С. Малиновский в 1965 году. Суть ее заключалась в 4 факторах:
- хорошие ходовые качества
- удобство транспортировки
- небольшие габариты
- простота самой конструкции
Автор разработал проект “Москвичка”. Спустя три года данную модель построила группа досаафовцев, внеся существенное изменение — материалом послужил стеклоплатик. Матрицу в точности сформировали по образцу Малиновского. Обзор лодочного мотора “Москва” показал, что один водитель мог разогнаться до 36 км/час, с двумя пассажирами — до 25 км/час.
К концу 1970-х моторные плавсредства были преимущественно однотипны. Стеклопластик был еще мало изучен. В целях наладить более дешевое и усовершенствованное лодочное производство, некоторые предприятия стали использовать алюминий, взяв за основу фанерные конструкции.
Так прототипом мотолодки стала “Москвичка”. Клепаный корпус был из дюралюминия, представляющего собой алюминиевый сплав высокой прочности с примесью марганца, меди и магния. Легкий, прочный, максимально простой в управлении и по своему строению, мотобот массово расходился с прилавков магазинов.
Однако, в то же время, появились изделия из алюминиево-магниевого сплава. Они уже не были клепаными, а изготавливались сварным способом. Прочность увеличивалась, а вес, несмотря на большую толщину металлического листа (2 мм), возрастал незначительно.
Прогресс поставил производителей перед выбором: либо убирать с конвейера эту серию, либо срочно подстраивать конструкцию под новые технологии. В 1970-х появилось “Янтарь“, в точности копирующее своего предка. Единственная разница — цельносварной корпус из АМГ сплава, усиленная жесткость транца и большее количество связей поперечного набора.
Таблица характеристик
Длина, м | 3,5 |
---|---|
Ширина, м | 1,36 |
Высота борта, м | 0,44 |
Вес, кг | 90 |
Масса с оборудованием и снабжением, кг | 110 |
Максимальная мощность ПМ, л.с. | 15 |
Пассажировместимость, чел. | 4 |
Грузоподъемность, кг | 350 |
Внешний вид и особенности конструкции
Главное отличие “Веги” от “Янтаря” и “Янтаря-2” — корпус из дюралюминия, изготовленный клепаным способом. Протекание предотвращают тиоколовые прокладки. Толщина обшивки борта 1 мм, а днища — 1,5 мм.Корпус небольшой по размерам, но оснащен сложным набором:
- семь шпангоутов
- транец
- шесть продольных ребер из угольников по днищу
Нос запалублен, на нем есть люк для осмотра отсека непотопляемости. Под панелью расположена ниша, которая запирается на замок. Ее, как правило, используют в качестве багажника.Дно выходит за транец. Вдоль обоих сторон борта имеются невысокие уступы. Угол обшивки при приближении к корме стремительный, что повышает гидродинамические свойства судна.
В 1971 году В.А. Мосолов создал индивидуальный проект микромотолодки “Вега”. Тримаран был сконструирован из сосновых реек, внешняя оболочка обшита 4-миллиметровой фанерой. Показатель высокой остойчивости позволял использовать мотобот в качестве буксировщика водных спортсменов. Транспортировка легких моторно-спортивных средств была легкой — перевозка на крыше автомобиля. С движком в 20 л.с. агрегат совершал движение от 45 до 50 км/час.
Схема
Оборудование и комплектация
Оснащение алюминиевого катера минимально:
- распашные весла и уключины под них
- съемное ветровое стекло
- стационарные деревянные сиденья-скамьи
- деревянные пайолы
Видео лодки Вега:
Обитаемость
На мотосудне созданы условия средней комфортности для рыбалки на различных водоемах, транспортировки грузов и пассажиров, поездок для отдыха на природе.
Положительный нюанс — много места во внутреннем пространстве. Есть багажник для личных вещей и мелких инструментов. Его дверца запирается на ключ. Два сиденья в носовой и кормовой частях могут передвигаться. Они сделаны из дерева, без мягких накидок. Это становится недостатком, если появляется необходимость ехать длительное время или остаться где-либо с ночевкой.
Перевозка лодки
Удобнее всего транспортировать моторные лодки, катера при помощи лодочного прицепа, прикрепленного к автомобилю. На крыше машины по ГОСТу разрешается возить лишь микромотолодки, массой до 60 кг и длинной до 2,5-3м. Если установить на заднем бампере авто поддерживающую стойку, то допустимо перевозить на ней катера до 3,4 м.
Непотопляемость
В вопросе непотопляемости следует обратить внимание на два фактора.
- Слабое днище: как все клепаные дюралевые моторки, данная имеет один недостаток — заклепки. От ударов дна по воде при выходе в режим глиссирования они разбалтываются и могут спровоцировать течь. Единственно верное решение — доклепывать их по мере необходимости. Если пытаться приварить латки посредством термообработки, на нем появляются трещины и коррозия. Чтоб снизить ударное воздействие на низ, не стоит использовать двигатель больше 15 л.с.
- Гермоотсек расположен в носовой части, вверху находится люк для проверки отсека. Иногда крышка теряет герметичность. В таких случаях необходимо слить воду и уложить под крышку гидроизоляционную прокладку.
Ходовые качества
За счет своей компактности мотобот легко управляем, отлично маневрирует. В спокойную погоду хорошо ведет себя в море на допустимом удалении от берега.
Небольшая килеватость днища дает превосходную остойчивость. Угол наклона бортов увеличивается по мере приближения их к кормовой части. Такие спортивные обводы выталкивают корпус при глиссировании, когда нос врезается в волну, а вода должна выйти из-под низа так, чтоб поднять перед и образовать воздушную подушку.
Таблица скоростей
Данная таблица составлена на основе исследований лодочного мотора “Москва”, под который конструировалось судно.
Загрузка, чел. | ПМ "Москва М", л.с. | Полученная скорость, км/час |
---|---|---|
1 | 10 | 30,1 |
4 | 10 | 20,4 |
Под мотором
Транец изначально конструировался под электромотор “Москву” и ее габариты. При подборе современного двигателя необходимо учитывать, что предел его веса составляет 55-60 кг. Более тяжелые просто оторвут транцевую доску. Для мощности 30-40 сил ее нужно основательно укреплять.
Под веслами
Деревянные весла прилагались к каждой мотолодке этой серии. Они необходимы даже при наличии двигателя, так как периодически возникает потребность тихо пристать к берегу во время водных путешествий, неслышно переместиться. Или, при рыбалке, расчистить место от тины.
На волне
Мореходные свойства схожи с вышеупомянутым мотолодкой “Янтарь“. Судно отлично справляется с волнами высотой до 0,7 м, если убавить при этом обороты. Остойчивость хорошая с одним водителем, уровень ее сохраняется при наличии пассажира. К достоинствам можно добавить легкость в управлении агрегатом.
Цены
Цена лодки “Вега” на Авито и подобных сайтах имеет небольшой разброс: от 70 до 80 тысяч рублей. Выбор, как правило, небольшой. Стоимость товара указана без ПМ, но с корпусом в приличном состоянии.
Отзывы
Отзывы владельцев о данной модели в основном положительные. Изначально она не предназначалась для высоких скоростей и чрезвычайных характеристик, поэтому своим целям соответствует на 100%. На отзовиках и форумах хозяева хвалят небольшой вес, отличные ходовые способности и легкость в управлении. Претензии предъявляются лишь к недолговечности клепки, обслуживание которой требует времени и постоянных осмотров.
Тюнинг
Доработка именно этой модели касается, в основном реставрации днища. Оно заново переклепывается, укрепляется в слабых местах. Бомболюк необходимо герметизировать. Под современные ПМ транец поднимается и усиливается. Помимо перечисленных мер, своими руками владельцы выполняют: установку мягких сидений, внешнюю и внутреннюю подсветку, грунтовку, покраску, лакировку корпуса, обшивку рифленкой палубы, монтаж помпы, розеток, подстаканника и др.
Заключение
Моторный катер зарекомендовал себя, как удобный мореходный и речной транспорт, который на 100% отрабатывает возможности, спроектированные конструкторами.
У меня вега. Используется под болотоходом 13 лс. Лодка легкая и удачная. На глиссер аыходит при 20 км. Под моим мотором без редукции бегает 31 с одним, 29 с двумя пассажирами