Лодка “Нептун” — отличный образец применения стеклопластика в малом судостроении. Конструкторы использовали все возможности этого материала: долговечность, простоту в уходе и эстетический внешний вид. Серия представлена тремя модификациями с соответствующими номерами в названии. Она предназначена для прогулочных целей.
Последняя вариация может использоваться для непродолжительного туризма с оглядкой на ограничения по техпаспорту. Ходовые качества средние. Уровень мореходности позволяет осваивать прибрежную зону в пределах 3000 м, не опасаясь волн. Плавсредство рассчитано на установку 2 двигателей, но обычно владельцы используют один: от 25 до 60 л. с. исходя из принадлежности к серийной модели.
Достоинства
- Перед лобовым стеклом есть удобная полочка–выемка для мелких предметов. Это удобно для тех, кто любит держать под рукой полезные вещи
- Пол застелен сплошным настилом, поэтому обитатели не будут спотыкаться, как при решетчатых сланях. Да и на ночлег расположиться на ровной поверхности гораздо комфортней
- Жесткий профиль, обрамляющий ветровое стекло надежен, о него можно опираться при выходе на сушу, не боясь поломки
- Внешний вид изделия сохраняется из года в год без покраски. Моторка в любой момент готова к использованию
- Килеватость в 8 градусов и форма обводов позволяют катеру преодолевать боковые и встречные волны
- Глиссаж достигается при 20–сильном ПМ любой марки, при этом сохраняется превосходная управляемость, а забрызгивание наблюдается по–минимуму
- Нет необходимости в больших затратах на обслуживание мотобота: сварку, заклепывание, шпаклевку и покраску. Хотя он при покупке и стоил больше дюралек и алюминиевых аналогов, впоследствии разница окупалась низкими расходами на ТО
- Непотопляемость соответствует советским госстандартам и нареканий на нее у пользователей плавсредства не было
- Вторая и третья модели отличаются крепким корпусом, выдерживающим топляки, мели и не экстремальные препятствия в воде
Недостатки
- Одно из основных неудобств — плохо продуманная система хранения, состоящая из отсека в форпике и углубления для мелочей на торпеде. При этом, носовой багажник неудобный. Он занимает всю под палубную часть, слишком глубокий и не имеет дверцы
- Проблема всех модификаций — маленький кокпит. В сочетании с отсутствием ниш и полочек для инструментов и ручной клади практически невыполнимо поместить во внутреннее пространство заявленное количество пассажиров, сумки с вещами, багор, весла и т. д. На рыбалку или охоту для двоих человек владельцы приспособились снимать задний диван и складывать на освободившееся место багаж. Но в итоге снова жалуются на недостаточные габариты. Конструкторы это учли и “3” уже считалась в народе не откровенно тесной, а приемлемой
- Толщина обшивки первых выпусков в 4,6 и 5,8 мм оказалась недостаточной для того, чтобы не появлялись трещины. Некоторые покупатели также сообщали о возникновении протечек через обшивку. У последующих моделей была увеличена толщина дна и бортов, а технология изготовления стеклопластика изменена, чтоб не образовывались при формовании воздушные пузыри
- Испытания показали, что расход топлива в спарке и в одиночку более прожорлив, чем у моторок из материала с меньшим весом
- Стационарные передние сиденья затрудняют доступ к багажнику, если они заняты пассажирами. В случае надобности взять инструмент или другой предмет приходится их сгонять. Позже внутреннее расположение сидений было изменено, а проблема устранилась
- Сплошной пайол — в равной степени и достоинство, и недостаток: под его поверхностью постепенно накапливается вода, а сливной пробки нет, но это лечится установкой помпы
- “1” имела тент отвратительного качества: ткань быстро рассыхалась, застежки–молнии так же скоро ломались. Накидки на “2” и “3” шились из другого материала, более прочного и надежного, а фиксатором выступала шнуровка
- Первые выпуски модификации “3” отличились поломками переборок на полной скорости. Поэтому на них допустимо применение лишь 30–сильных ПМ. Партии, выпущенные позже, шли с уже усиленными конструкциями в этих местах и их мощность увеличена до 60 л. с.
Видео лодки Нептун:
История и цели создания
Мотобот “Нептун” с номером “1” впервые был представлен общественности в 1971 гг. на соревнованиях в Бирштонасе. Новинка вызвала необычайную заинтересованность у всех присутствующих. В этом же году она появилась в магазинах. Перед конструктором проекта Ю. Булановым и главным инженером Сосновского судостроительного завода В. Скотниковым были поставлены сложные задачи:
- спроектировать плавсредство из инновационного на тот момент стекловолокна, используя все возможности, которые дает этот материал
- добиться при помощи формы обводов и днища удовлетворительной мореходности
- применить современные тенденции в дизайне, подогнать теххарактеристики под недавно выпущенные ПМ, чтоб привлечь молодежь, как потенциального покупателя
- создать добротный продукт для последующего развития в серию
Модель приобрела популярность, однако вскоре обнаружился ряд недостатков: кокпит с малой вместительностью, непродуманная конструкция сидений, плохое качество тента, трещины на дне. Оказалось, что помимо качества тента и привального бруса, обивка из кожзама и внутренний остов сидений выходили из строя в первые годы использования.
Самыми скорыми темпами сотрудники завода ликвидировали обнаруженные недочеты, и вскоре с конвейера сходит мотолодка “Нептун” версии “2”. Конструкция и технические характеристики остались прежними. На заводе в начале 1974 г. были лишь устранены неполадки и увеличен вес изделия. Заводом было выпущено более 6 тысяч экземпляров обеих модификаций.
К 1976 году назрела необходимость кардинально пересмотреть внешний облик и строение мотобота, а также сделать его мощнее, просторней и быстрее. Так, завод выпустил лодку под названием “Нептун–3”. Разработчики постарались на славу. Отрицательные отзывы в интернете найти сложно. Вменяется в вину лишь большая направленность на прогулочные функции и то, что она не подходит для семьи из 4–5 человек в плане комфортабельности. Некоторое время производство было прекращено. Однако, уже в составе РФ завод изменил название на ООО “Стеклопласт+К” и запустил изготовление третьей версии с более современной начинкой и мелкими дизайнерскими изменениями.
Таблица характеристик
"1" | "2" | "3" | |
---|---|---|---|
Длина наибольшая, м | 4,03 | 4,03 | 4,21 |
Ширина наибольшая, м | 1,59 | 1,59 | 1,8 |
Ширина по скуле на транце, м | 1,29 | 1,29 | |
Высота борта на миделе, м | 0,65 | 0,65 | 0,87 |
Угол килеватости днища на транце | 8° | 8° | 8° |
Вес с оборудованием (без ПМ), кг | 195 | 210 | 200–220 |
Пассажировместимость, чел. | 4 | 4 | 4 |
Грузоподъемность, кг | 300 | 400 | 400 |
Полное водоизмещение, кг | 600 | 600 | |
Осадка при полной загрузке, м | 0,25 | 0,25 | |
Материал корпуса | стеклопластик | стеклопластик | стеклопластик |
Внешний вид и особенности конструкции
“1”, “2”
Катера серии “Нептун” изготовлены из толстой жгутовой стеклоткани, практичной и способной выдерживать удары и нагрузки от вибраций, механической прочностью. Вещество не подвержено воздействию воды, топлива, масел, перепадам температуры. Влагопроницаемость исключает появление коррозии. Армирующую функцию выполняют некрученые стеклонити, пространство между которыми заполняется связуюшим. Из стеклоткани формуют 2 секции, из которых состоит мотобот: палуба и обшивка. Процесс происходит без участия штамповочного пресса. Сотрудники своими руками выкладывают в подготовленные матрицы от 8 до 10 слоев стеклоткани АСТТ(6)–С2–О, заполняя пустоты смолой ПН–3, фиксируя это с внешней стороны стеклосеткой СЭ–0–1.
При разработке “2” конструкторы изменили технологию, используя стеклоткань с более плотным, сатиновым плетением. Образование трещин прекратилось. Из этих частей, формируемых в матрицах, получается довольно внушительный слой в 4,6—5,8, а на палубе —3,7 мм. Соединение секций скрывает привальный брус из ПВХ. У версии “2” эти параметры толще на 1 мм, а вдоль киля на 2 мм. Из–за этого мотобот стал тяжелее на 15 кг, но выиграл в прочности и долговечности.
Технические характеристики “1” и “2” сходны, так как их строение идентично. Очертания судна изогнуто–килеватые, с умеренной килеватостью дна у кормы, значительно увеличивающейся по направлению к носу и у деревянного форштевня. 4 редана, направленных вдоль киля, распределены таким образом: два от скулы до кормы, два начинаются от форштевня и не доходят до транца примерно на треть длины глиссера. Форпик запалубленный, не имеет люка для доступа в багажное отделение. На нем есть выштампованный прямоугольник с продольными гофрами, обеспечивающий жесткость обшивки.
Кокпит имеет габариты 1,57х1,24 м. Спереди наглухо вмонтированы два неразборных кресла для водителя и его попутчика. Сзади установлен кормовой диван, закрывающий собой доступ в отсек для топливных баков. На нем помещаются 2 пассажира. Высота его над пайолом всего 20 см. Все сиденья изначально обтягивались красным кожзамом, с поролоновой начинкой внутри. У серийного представителя под номером “2” качество мебели лучше, так как использовался более выносливый материал и был улучшен внутренний каркас.
Бортовые ящики, ниши не предусмотрены. Хранить багаж можно только под палубой. Изогнутая панорамная форма ветрового стекла позволила разместить под ним бардачок для мелких предметов: телефона, GPS навигатора, фонарика и т.д.Крепятся несъемные сиденья к сплошному настилу дна, сливного клапана нет. Транец достаточно широкий, предназначен для монтажа двух ПМ. Цельный рецесс герметичен. Спарка невыгодна, так как практически не влияет на скорость под мотором, к тому же вес современных агрегатов требует усиления места крепления мотора.
Фото лодки Нептун:
“3”
Мотолодка версии “Нептун–3” сохранила внешнюю схожесть со своими предшественницами. В то же время, она имеет множество существенных улучшений и отличий в начинке и строении. Корпус все так же состоит из 2 половин, собранных при помощи клея и винтов. Стык декорирует привальный брус. Вместо жгутовой стеклоткани применена ткань из стекловолокна сатинового переплетения. Основное требование к конструкции мотосудна — более мощный двигатель до 60 л. с. В связи с этим возникла необходимость удлинить катер, сделать его шире, сильнее укрепить транцевую область. Но самое главное — борта стали выше на 22 см.
Изменения повлияли не только на скорость плавсредства, но еще на его мореходность и ходовые качества. Масса его увеличилась всего на 10 кг. При этом скулы изменили свое положение и выглядят по–другому. Переход днища в транец уже не имеет отгиба вверх. Эта мера улучшила глиссирующие свойства моторки и позволила реданам функционировать в полную силу. Для защиты от брызг используется небольшой слом на бортовых частях, придающий им дополнительную жесткость. Появился умеренный развал бортов, что помогло расширить обитаемое пространство внутри судна. Форпик стал короче, а подмоторная ниша уже. Благодаря этому кокпит обзавелся дополнительными драгоценными сантиметрами. Теперь его параметры составляют 2,0х1,5 м.
Обитаемое пространство обустроено более продуманно и комфортно. Боковые продольные багажники-рундуки получились вместительными. В них свободно помещаются рыболовные снасти и кладь. Сверху к ним прикручены раскладные сиденья, спинки которых служат изголовьем спальных мест. Кроме того, в комплектации предусмотрена съемная поперечная банка, которая складывается в специальные углубления в углах рундуков. Таким образом, мотобот рассчитан минимум на 4 человек, с возможностью разместить и пятого в случае необходимости. На ночлег из системы мест можно получить одно спальное, предназначенное для 3 человек, положив между банками слани.
Рундуки, помимо своей основной функции, выполняют роль усиления поперечного набора, вкупе с переборками на корме и в носу, днищевыми реданами. По бокам усиление жесткости обшивки корпуса обеспечивается благодаря продольным уступам на бортовых поверхностях. Помимо высоких бортов, просторного кокпита и уширенной формы форпика ближе к форштевню, катер обладает функциональной изюминкой — задняя переборка не только закрывает отсек под рецессом, но в поднятом положении она превращается в полезный небольшой столик с отверстиями для стаканов или других принадлежностей.
Под торпедой находится высокий плоский вертикальный ящик, в который можно поместить предметы, боящиеся намокания. Конструкторы предусмотрительно расположили его в диапазоне протянутой руки. ДУ устанавливается на кронштейне, прикрепленном с боковой стороны от капитана, на нем есть крепление для второго комплекта. На панели вмонтировано управление сигнальными огнями. Приятный бонус — сливное отверстие и нестационарные слани.
Схема
Оборудование и комплектация
Модели первых двух версий имели стандартное оборудование:
- тент
- ветровое стекло
- весло–гребок
- 2 посадочных места с мягкой обивкой
- диван для 2 пассажиров со спинкой
- пожарная кошма рулевое управление
Третья дополнительно оснащалась ДУ, управлением ходовыми огнями, вместо дивана оборудовалась продольными ящиками с мягкими подушками.
Обитаемость
“1”, “2”
Пространство, в котором должны находиться пассажиры и водитель, занимает всего чуть более полуметра в длину и до 1,25 м в ширину. Чтоб условия были приемлемыми для обитателей судна, производители сделали упор на пассажироместа, компенсировав недостаточные параметры кокпита отсутствием вместительных багажников. Решение оказалось неудачным. Высота кресел в сочетании с высоким лобовым стеклом рассчитана на высоких людей. Человек среднего роста вынужден будет тянуть шею или ссутулиться, так как на уровне его глаз находится кромка лобового стекла. Несъемная конструкция сидений не позволила под ними организовать ящики для инструментов или других мелочей. Вместе с тем они мешают добраться к отсеку под форпиком.
Владельцы этих модификаций жаловались на то, что упор для ног, который конструкторы установили вместо переборки, находится слишком близко и ноги быстро затекают. Производственной ошибкой стали внутренний каркас кресел и обивка из кожзаменителя. Уже в первые два–три года фанерный остов развалился, поролон вбирал в себя воду, а накидки разлезлись. Перед кормовой перегородкой стоит мягкий диван со спинкой. Он очень низкий — высота от пола в 20 см. Это означает, что дальние поездки задним пассажирам переносить тяжелее. За его спинкой вход в подмоторную нишу.
Носовой багажник занимает почти весь запалубленный объем. Но отверстие в него чересчур низкое и недостаточно широкое. Такая конструкция не дает возможности использовать целиком весь отсек, лишь ближнюю его часть. Кроме отсека, который предназначен для хранения бензобаков, больше мест для размещения багора, весел или личных вещей нет. Это доставляет значительные неудобства в походах на рыбалку, охоту, при перевозке груза. Хозяева моторного транспорта вынимают задние диваны и вместо них помещают свою кладь. Ветровое стекло панорамное, изогнутое по бокам. Перед ним со стороны водителя предусмотрительно сделана ниша–углубление. Ровный фанерный пайол пайол накрепко прикреплен ко дну.
Вручную вычерпать воду на ходу не получается. Поэтому владельцы в обязательном порядке вынуждены делать сливные отверстия или монтировать помпы. Но наличие уток, рымов, киповых планок — несомненный плюс комплект–набора. Особо следует отметить то, что заводской тент, входящий в комплект, плохо прилегал к поверхностям, оставляя зазоры, “молнии” постоянно выходили из строя, выкройка не учитывала все особенности использования.
“3”
Над обитаемым пространством создатели данной модели постарались более тщательно. Во–первых, за счет уменьшения палубы и транцевой области, оно увеличилось в ширину на 20 см, в длину на 40. Были учтены все отзывы покупателей и исправлены основные ошибки. Доступ в багажное отделение теперь стал легким благодаря люку в форпике. Это конструктивное изменение дало возможность поставить носовую водонепроницаемую перегородку, придавшую большую жесткость катеру.
По обеим сторонам размещены рундуки. Габариты каждого 2х0,55 м. Сверху на ящиках установлены съемные спинки передних посадочных мест, на них надеты чехлы с оттягивающимися карманами. Само сиденье мягкое. Спинка откидывается вперед, образуя подголовник во время ночевки. Сзади, боком, на мягкой подушке располагается пассажир. Аналогично — по другой стороне лодки. Для увеличения пассажирских мест предусмотрена поперечная банка. На ночь 1 комплект мягкой мебели в кокпите раскладывается в спальное место для 3 человек.
Кормовая перегородка превратилась в многофункциональный элемент. Если ее поднять и подпереть стойкой, получится стол с гнездами для бутылок и стаканов. Они же служат вентиляционными элементами, когда переборка опущена и заперта. На торпеде осталась полочка–ниша, есть рулевое управление и ДУ, а также пульт для действий с ходовыми огнями и зажиганием двигателя. Внизу, у ног водителя, появилась вертикальная полочка, препятствующая намоканию личных предметов. Тент уже кардинально лучшего качества, на шнуровке, с креплениями, прозрачными вставками и откидывающимся пологом.
Перевозка лодки
Транспортировка судна осуществляется при помощи трейлера, подогнанного под конкретные размеры. Сегодня их можно приобрести в специализированных магазинах, предлагающих товар для любых марок.
Непотопляемость
Все выпуски имеют хорошую остойчивость, поэтому в обычных условиях не подвержены переворачиванию. Обводы днища и высоко поднятая скула позволяют совершать поездки как в спокойной воде, так и преодолевать волны допустимой высоты. Разработчики не побоялись пожертвовать комфортабельностью ради кормовой центровки. Для непотопляемости мотобота под палубой в форпике и в районе кормы вложены пенопластовые блоки. У всех “3” запас плавучести располагался также в носу и в кормовых участках рундуков.
Таблица скоростей
Данные находятся в свободном доступе, в них отражены реальные цифры владельцев суден.
Наименование ПМ, шт. | Кол–во двигателей, шт. | Загрузка, кг | Скорость, км/ч | |
---|---|---|---|---|
"1"-"2" | "Вихрь–25" | 1 | 100 | 40 |
1 | 400 | 30 | ||
"3" | "Merkury 60 1,64" | 1 | 250 | 54 |
"Yamaha 40 1,84" | 1 | 120 | 50 | |
1 | 400 | 48 | ||
"Yamaha F60" | 1 | 120 | 60–63 | |
1 | 150 | 63 | ||
1 | 180 | 58 | ||
1 | 210 | 53 | ||
1 | 250 | 47 | ||
1 | 270 | 57 | ||
1 | 350 | 56 | ||
1 | 360 | 360 |
Ходовые качества
Катер в ходе эксплуатации обладает удовлетворительными мореходными и ходовыми свойствами. С 25–сильным ПМ “1” и “2” развивают от 30 до 40 км/ч, с учетом загруженности.
“3” с 23–сильным агрегатом показатель возрастает от 30,6 до 39,5, но так как она предназначена для ПМ до 60 л. с., то число увеличивается соответственно. Со скоростью можно также поиграться, изменяя шаг гребного винта. Форма транца препятствует заливанию его водой, а брызгоотбойники — попадаю их в копит. Версия “3” не любит загрузку при малой мощности. Среди основных достоинств выделяются отличная управляемость, в повороты на полном газу входит без проблем. Пригодна для буксировки воднолыжников.
Под мотором
С мощностью ПМ от 20 сил и 3 пассажирами моторка выходит на глиссирование на крайних реданах относительно скулы. Только лишь с капитаном моторный транспорт движется от 36 или 39 км/ч. Судно предусматривает установку 2 моторов мощностью: у “1”— до 35, у “2” — до 40, у “3” — до 60 сил. Но масса глиссера делает расход горючего большим, нежели у дюралевых конструкций. Испытания показали, что под “Вихрем–М” “Крым” выигрывает у нашего пластикового бота, средний расход топлива у последнего больше — 0,48 против 0,4 л/км. С двумя ПМ он возрастает до 0,65. При этом, прибавка скорости будет минимальной и экономически невыгодной. Как правило, хорошие ходовые показатели появляются уже при наличии подвесного мотора до 25 л. с.
Под веслами
Модели “1” и “2” не имеют предусмотренное место для хранения весел. Это доставляет лишние хлопоты, так как эти предметы обязательно должны быть на борту согласно требованиям ГИМС. В “3” длина обитаемой части уже позволяет хотя бы положить их на пол.
На волне
Катер обладает неплохими глиссирующими свойствами. Присутствие двух продольных реданов с каждой стороны дна дает возможность скользить по воде уже при небольших мощностях движков. С одним–тремя обитателями плавсредство выходит в глиссаж уверенно и легко. Большее количество людей резко уменьшают шансы это сделать. В этом случае поможет только смена гребного винта на деталь полегче. После этого глисс возможен на скорости около 35 км/ч. Изогнуто–килеватые обводы палубы обеспечивают приятно–мягкий ход при волнении до 75 см.
Частые крутые, но невысокие волны преодолеваются благодаря тому, что зауженные шпангоуты у форпика входят в воду, рассекая ее, а реданы вместе со скулой направляют всю водную массу вниз. Если волнение доходит до полуметра, ощущаются удары о водную поверхность. При превышении скоростного показателя 30 км/ч появляются скачки корпуса вверх из воды и неприятная тряска.
Идти против волн и когда они надвигаются сбоку, можно не боясь. Забрызгивание небольшое, а прочность корпуса обеспечивается благодаря продольным уступам по бортам. Во время попутного волнения мотобот зарывается носом в гребень, а при опускании с него теряется нужный дифферент, сильное раскачивание не дает восстановить равновесие до следующей волны. В случае подобных ситуаций правильным решением будет своевременно замедлиться.
Цены
Цена лодки “Нептун” на Авито варьируется от 40 до 550 тысяч рублей. Стоимость зависит от состояния корпуса и уровня тюнингованости изделия. Продажа б/у суден в низкой ценовой категории обусловлена отсутствием мотора и необходимого оборудования. Купить мотосудно на Авито или другом сайте можно, зайдя в раздел “Продам”.
Отзывы
Отзывы об этом глиссере разные. Стеклопластик всегда был спорным материалом, вызывающим в равной мере восхищение и отрицание. Одно точно — равнодушным катер не оставляет никого. Непременно нужно знать о некачественных выпусках и не покупать их, если это возможно. Как их отличать, можно почитать на форумах, где владельцы подробно описывают признаки некачественной продукции.
Тюнинг
Модернизация, как правило, касается вышеперечисленных недостатков и их устранения. Самые распространенные меры:
- усиление транца под мощные ПМ
- переделка салона под свои требования: восстановление и обшивка сидений
- замена сплошных пайолов, плотно прилегающих к бортам (поддерживать чистоту станет гораздо легче)
- врезка аккустики
- установка водометной системы
- смена лобового стекла
- удлинение кормовой части палубы
Заключение
Гонки, прогулки, буксировка лыжников, непродолжительные походы и просто поездки в пластиковом судне станут легкими и удобными. То, что очень много данных глиссеров дошли до наших дней в хорошем состоянии, пригодном к ремонту, говорит о качественной сборке и долговечности исходного материала. Такая моторка будет отличной помощницей своим хозяевам.
Добрый вечер подскажите кто знает отличие между 1 и 2 Нептуном. В статье пишется что отличий не имеет, тогда как их различить. Хочу приобрести, а различий не могу найти.
Насколько я знаю по 1 и 2 Нептуну то визуальных у них отличий нет. Я слышал что у 2 Нептуна корпус по сильнее больше шпангоутов чем у первого. Или определить по табличке ( шильдик ) та что на лодке у вас.
Спасибо за ответ дружище, а то я смотрю и понять не могу в чем отличие!!!
У меня такой вопрос к судовладельцам кто то делал с форштевнем так как в видосе на этом сайте. Смесь эта цементная реально его защитит от топляков при столкновении и от трения об каменистый берег ??