Катер Москва 2 стал легендой советского водного транспорта, получив признание сравнимое с «лимузином» в своем классе. Комфортный. Послушный. Быстрый. При этом безопасный, продуманный до мелочей как в техническом, так и в бытовом плане.
Достоинства
- Большая длина и моногедроновские обводы обеспечивают легкий стабильный ход при встречных и боковых волнах
- Легкий корпус
- Закрытая просторная каюта со спальными местами
- Люк на крыше рубки. Обеспечивает вентиляцию, служит аварийным выходом. При подходе к берегу через него удобно доставать и загружать багаж
- Крепкий транец, рассчитанный на монтаж двух 30-сильных двигателей. При установке одного 60-сильного аппарата остается достаточно пространства для резервного ПМ
- Высокая корма (510 мм) позволяет использовать как отечественные короткие дейвуды, так и «длинноногие» зарубежные аналоги
- Судно легко выдерживает контакт с морской солью, благодаря чему акватория расширяется, включая пресноводные водоемы, реки, а также морские заливы
- Продуманная система хранения
- Высокая вместимость
- Крепкий литой форштевень, выдерживающий наезд на топляк, каменистый берег и т.д.
Недостатки
- Валкость на стоянке
- Отсутствие утепления в каюте способствует выпадению конденсата
- Узкие вход в каюту
- Слабое крепление роликов для ДУ
- Течь
- Заклепки со временем выходят из строя, и обшивка протекает. Этот недочет лечится установкой помпы, усилением каркаса
История и цели создания
В 1974 году было проведено анкетирование спорткультторгов. Опрос показал, что около 70% респондентов отдает предпочтение каютным катерам на 50-100 см длиннее популярных Прогрессов. Водомоторники хотели, чтобы новый катер стал шире, мощнее, выше. Основной задачей конструкторы поставили легкий выход на полный глисс при полной загрузке. В итоге на свет появился моногедрон, одинаково пригодный для водных лыж и семейного туризма. Необходимая мощность достигалась при установке двух экспериментальных «Вихрей» на 33 л.с., которые в серию так и не были введены. Первоначальную модель найти довольно трудно. В серийное производство она не была запущена. Разработчики оставили ее в качестве прототипа для следующей модернизации.
Фото лодки Москва 2:
К сентябрю новая лодка Москва 2 успешно прошла испытания. Открытая рубка была закрыта, килеватость уменьшилась с 21 до 14 градусов. Судно получило высокую оценку, и уже в ноябре увидел свет проект катера с индексом «К» в одноименном названии. От своей предшественницы отличавшийся стационарным двигателем на 60 лошадей с поворотно-откидной колонкой. Оба варианта уверенно шли под спаркой тридцатых «Вихрей». Поскольку элементы обшивки состояли из плоских разверток, обе модели могли изготавливаться на одном конвейере. Серийное производство было запущено в 1976 году на судостроительных заводах в Николаеве и Рыбинске. В том же году первые экземпляры предстали перед публикой на ВДНХ.
Таблица характеристик
Наибольшая длина, м | 5,11 |
---|---|
- ширина | 1,98 |
Высота борта на миделе | 0,93 |
Каюта: | |
длина | 2 |
ширина | 1,4 |
высота | 1,25 |
Материал | АМг5М |
Соединение | сварочно-клепаное |
Угол килеватости днища у транца | 14° |
Масса с оборудованием и снабжением, кг | 390 |
Грузоподъемность | 400 |
Водоизмещение | 1000 |
Пассажировместимость, чел. | 4-7 |
Допустимая мощность ПМ, л.с. | 60 |
Скорость под спаркой 25-сильных двигателей, км/ч | 36-38 |
Высота волны | 0,75-1,2 |
Удаленность от берега |
Внешний вид и особенности конструкции
Лодка Москва 2 получила от разработчиков моногедроновские обводы. Собрана клепано-сварным способом: шпангоуты и накладки проклепаны, швы проварены. Изначальная килеватость в 21° хорошо сказывалась на ходовых качествах, однако приводила к изрядной валкости при стоянке. В результате угол был уменьшен до 14°. Благодаря этому удалось улучшить поведение судна на приколе без существенных потерь в скоростных характеристиках. Корпус выполнен из сплава марки АМГ5М. Для профилей набора используется АМГ61. Преимущество данных сплавов в том, что их можно варить, они не корродируют в соленой воде.
Толщина металла, мм:
- днище и борта – 2
- палуба – 1,5
- рубка- 1,5
Видео лодки Москва 2:
Набор, несмотря на внушительные габариты, получился прочный и довольно легкий. Пустой каркас реально поднять вчетвером. Жесткость корпуса обеспечивают переборки флоры. Привальный брус стандартный. На планшире предусмотрен усилитель с загибом вовнутрь, который увеличивает прочность борта. Литой мощный форштевень: АМГ-шный профиль приварен и приклепан по всему днищу. Не гнется, не ломается, не стирается. Им можно ломать лед, наезжать на берег: ему ничего не будет. Скулы не литые: согнутый, добротно проклепанный металл. Конструкция позволяет устанавливать два 30-х Вихря с электрозапуском или один на 60 л.с. Рецесс просторный. В нем остается достаточно пространства для канистр, резервного подвесного мотора или аккумулятора.
Каюта
В переборке форпика находится люк, ведущий в багажник. Это удобно, т.к. чтобы достать нужный предмет, не нужно покидать рубки. Некоторые водомоторники используют его для размещения запаса плавучести. Под двумя мягкими диванами находится еще три вместительных рундука, куда вместятся все необходимые для похода вещи. Раскладной столик в проходе установлен на заводском креплении. Столешница убирается на ночь в диван, а проход закрывается подушками с кормовой софы. Получается довольно просторное ложе для 3-4 человек.
Высота потолка достаточна, чтобы у двухметрового пассажира над головой оставалось свободное место. Широкий корпус дает свободу движениям. Если гость запрокинет голову, чтобы посмотреть в открытый люк в потолке, то затылок в стекло не упрется. Поэтому во время дружеской вечеринки поглощение согревающих напитков и закусок проходит чинно, без опасения ненароком удариться о корпус. Вход закрыт двустворчатой дверью, снаружи над нею имеется ветрозащитное стекло.
Кокпит
Технические характеристики судна подразумевают дистанционное управление движителями. Рулевая консоль находится слева возле переднего кресла. Машинка газ-реверса закреплена сбоку возле водителя. Посадочных мест 4: два кресла спереди и софа сзади. Если учитывать, что в походном положении за столиком в жилом отсеке может находиться около 4 человек, то общее количество человекомест достигает 8. Однако существуют ограничения по весу, уменьшающие количество гостей до 4, а при малом весе (девушки и дети) до 7.
При необходимости в кокпите найдется место для ночлега на двоих. Кресла складываются и прячутся в ниши, а на пайолы кладутся надувные матрацы. Для защиты от непогоды предусмотрен ходовой тент. Ходовые огни питаются от генератора, подключенному к ПМ или встроенному аккумулятору. Для швартовки предусмотрены утки-рымы. По одному в носу и по бортам, а также 2 на корме.
Схема
Оборудование и комплектация
В оригинальную комплектацию входило:
- сигнально-спасательные огни, запитанные от аккумулятора или двигателя
- ремонтная аптечка
- линь
- черпак
- сигнальный флаг
- 2 весла
Обитаемость
Уровень комфорта в лодке Москва 2 подходит для длительных сплавов и семейных прогулок. Каюта оборудована мягкими диванами. В случае непогоды компания из четырех пассажиров свободно разместится за раскладным столиком. На ночь раскладывается просторная кровать 2-3 человека. Для этого столешница со стойкой скроется в один из трех багажников, а между диванами уложатся подушки кормового дивана из кокпита. На такую постель удобно укладывать детей. Глухое панорамное остекление позволяет любоваться пейзажами, а свежий воздух охлаждает рубку через открытый верхний люк, который служит запасным выходом, а еще через него удобно загружать и выгружать вещи во время стоянок.
Двустворчатые двери, ведущие из каюты в кокпит, узковаты. Зато просторная палуба содержит 5 сидячих пассажиромест: 2 кресла, включая капитанское, а также задняя банка, рассчитанная на троих путешественников. Когда в носовой части постель занята детьми, при необходимости здесь могут расположиться на ночлег два рослых рыбака. Кресла складываются и прячутся в ниши, а на пайолы укладываются надувные матрасы. Кокпит защищен тентом, для которого сзади предусмотрен специальный карман.
Система хранения хорошо продумана:
- носовой багажник с люком из рубки
- три рундука под диванами
- две ниши для кресел в бортах
- просторная водонепроницаемая подмоторная ниша
- широкий рецесс, куда кроме моторов можно поставить еще много чего
С берега вовнутрь попасть можно через нос по потопчинам, а также через верхний люк в рубке. Однако последний вариант больше подходит стройным людям и детям. Во время осенних утренников в закрытом помещении на внутренней обшивке выпадает конденсат. Судовладельцы спасаются от сырости при помощи теплоизоляционной обшивки.Родное ветрозащитное стекло расположено так, что верхняя металлическая кромка находится на уровне глаз. Высокому человеку приходится тянуть шею, а низкому пригибаться. Сбоку остекления со стороны водителя нет. В ремонтных мастерских этот недочет исправляют за счет установки нового остекления из плексигласа с боковыми деталями.
Перевозка лодки
Поскольку вес конструкции с оборудованием почти 4 центнера, переносить ее вручную или перевозить на автомобильном багажнике нереально. Для этого подходит прицеп с транспортировочным тентом.
https://youtu.be/ynHe50Mfmb8
Непотопляемость
Для обеспечения безопасности используются блоки плавучести, расположенные внутри палубы. В некоторых случаях владельцы в багажник форпика закладывают дополнительные блоки пенопласта. Затопленный катер остается на плаву, поддерживая пассажиров, которые снаружи держатся за планширь.
Ходовые качества
При полном водоизмещении мотолодки для выхода на глисс необходимо устанавливать либо пару двигателей на 25-30 л.с., либо единственный на 60. Для докатки обычно хватает небольшого 5-сильного мотора. В режиме водоизмещения хватает одной подвесной 20-ки. Данная модель уверенно идет по курсу без забрызгиваний, дельфинирования и зарыскивания. Благодаря алюминиево-магниевому корпусу используется как в пресных, так и в соленых водах.
Обводы рассчитаны на нагрузку 90-сильного ПМ. Однако проектировщики стремились максимально облегчить конструкцию, чтобы даже с 25-кой выходить на глиссирование. В результате в борьбе с весом немного пострадала прочность. Клепаные соединения при превышении разрешенных нагрузок начинают давать течь. Это связано с тем, что тонкий металл не выдерживает вибраций, а заклепки расшатываются, выпадают. Поскольку пайолы сплошные, то вычерпывать воду на ходу проблематично. Поэтому приходится устанавливать помпы, чтобы в случае чего дно оставалось сухим.
Таблица скоростей
Название ПМ | Км/ч |
---|---|
Evinrude | 45 |
Tohatsu-50 | 42,5 |
Спарка Вихрь 25 | 36 |
Нептун 23 | 13-14 |
Ветерок 8 | 9 |
Под мотором
График буксировочного сопротивления R и потребной мощности мотора Ne в зависимости от скорости V при полном водоизмещении мотолодки
Лодка Москва 2 глиссирует при скорости с полной загрузкой от 30 км/ч. Чтобы она «взлетела» необходим 35-сильный движитель. Менее мощные варианты годятся только для водоизмещающего режима. Поскольку рецесс рассчитан на спарку, при установке одного лучше его сдвинуть на 25 см влево от центра. На быстроту это практически не повлияет. Зато на поворотах моторка будет вести себя идеально. По центру транца есть возвышение, которое дает возможность устанавливать 510-й дейвуд. Благодаря этому на мотосудно легко становятся иномарки. По сторонам имеется снижение для монтажа стандартного ПМ с 380-м дейвудом. Скорость удается увеличить за счет монтажа грузового винта со сниженным шагом.
Поскольку место позволяет, на базе данной модели ЦКБ «Нептун» разработал катер со стационарным движителем М60К (его предком был обычный Москвич 412 Л). Для сопряжения с винтом использовалась поворотно-откидная колонка ПОК-55. Это детище питерцев отличается от своего прототипа лишь индексом «К» в названии. Вкладной бензобак на 100 л при полном водоизмещении в 1150 кг и стандартном наборе Вихрей дает разогнаться до 36 км/ч при гладкой воде. Благодаря значительному запасу ГСМ модель рекомендована для патрульных и спасательных служб.
Под веслами
Несмотря на то, что конструкция данной модели не предполагает активной гребли, в ее комплект входит два коротких весла на всякий случай. Однако для этого лучше использовать резервный маломощный двигатель, который потребляет мало топлива и при этом поможет добраться до берега.
На волне
Семейный прогулочный корабль должен обеспечить полную безопасность для находящихся в нем гостей. Поэтому на курсе ведет себя уверенно, устойчиво и послушно. При максимально допустимом волнении в условиях моря в режиме глисса плоское дно бьет по гребням. Забраться под крышу и посидеть за столиком в это время не получится. В то же время в тихой гавани вполне можно порыбачить. На носовой палубе находиться вдвоем не стоит. Сказывается валкость. А с кресла – пожалуйста. При этом кровля не предназначена для того, чтобы по ней ходили взрослые. Она для этого тонковата. Дети с удовольствием на нее залезают, поскольку их вес перекрытие выдерживает.
Цены
Цена на авито варьируется от 150 до 450 т.р. В рубрике «Продам» средняя стоимость корпуса без движителей около 250-300 т.р. Если нужно купить лодку “Москва 2” в полной комплектации, то придется добавить еще цену ПМ.
Отзывы
На форумах и в соцсетях отзывы владельцев положительны. Им нравится прочный форштевень, позволяющий без опасений швартоваться к любому берегу, способность быстро выходить на глисс и участвовать в развлекательных водных аттракционах (лыжи, шайбы и т.д.). Особое внимание уделяется комфортабельности каюты. Благодаря ей можно ходить в дальние походы с детьми. Однако нужно тщательно следить за состоянием заклепок.
Тюнинг
В большинстве случаев переделки заключаются в обшивке мягкой мебели, покраске, а также утеплению и обивке салона. Также часто встречается перенос пульта управления на правую сторону. Если ваш рост отличается от среднестатистического, то изменения коснутся ветрозащитного стекла. «2К» позволяет устанавливать дизель Yanmar 36 вместо инжектора. Оригинальные резинки для панорамных стекол найти непросто. Подходят от уазика «Буханка». Запас непотопляемости на днище из-за постоянных протечек напитывается водой, превращается в балласт.
Поэтому нужно периодически проверять его состояние и устанавливать помпу. Практически все экземпляры текут, как дуршлаги. Мотор мощный, металл тонкий. Скорости приличные. Конструкции клепаные. Гнались за легкостью. Если бы использовался более толстый металл, 60 л.с. было бы явно маловато. Чем беда лечится: монтажом дополнительных стрингеров. На корме устанавливается две кницы, усиливающие рецесс. Кницами же усиливаются места соединения шпангоутов и стрингеров.
Заключение
Добротный корпус с отличными ходовыми качествами и послушным поведением на воде. Комфортный. Пригоден для катания лыжников, водных аттракционов и длительных сплавов. Вместе с тем нужно обращать внимание на состояние заклепок.