Лодка “Ока”, ворвавшись в конце 60–хх годов в мир малого судостроения, впоследствии переросла в целую серию из 4 модификаций. Первая и последняя имели сходство в строении и теххарактеристиках, поэтому с ними следует ознакомиться подробней.
Данные глиссеры имеют “тупой” нос, небольшую килеватость и незатейливую конструкцию. Дюралюминиевые корпуса собраны посредством клепки и рассчитаны на 30–сильный ПМ. Легкие, мореходные, оснащены реданами, приятные в управлении. Разработаны для рыбалок “по–быстрому”, прогулок, буксировки воднолыжников. Ночные выходы на них не рекомендованы.
Пассажировместимость допускает посадку на палубу 4 человек. Допустимая акватория — 3000 м при волнении, не превышающем показатель 50–75 см. По паспорту поездки должны осуществляться в реки, озера или водохранилища, но испытания в море пользователями показали также хорошие результаты.
Фото лодки Ока 1:
Достоинства
- Простота конструкции и внутреннего обустройства кокпита привела к ощутимому удешевлению ее производства. Стоимость готового изделия вполне доступна для среднего потребителя. Минимальная оснастка и простая система управления позволяют справиться с этим судном даже новичку
- Обладатели глиссера отмечают, что он недорогой в обслуживании. В регулярное ТО входит стандартный набор: устранение коррозии, подтягивание заклепок, покраска и проверка ПМ. Отсутствие современных наворотов у катера, чаще всего использующегося для коротких поездок на рыбалку, некритично. Тут уже дело вкуса
- Ходовые характеристики — самое сильное качество. Благодаря легкости, маневренности и хорошей управляемости плавсредство отлично глиссирует. Мягко идет по волне. По отзывам, в данный режим входит с количеством пассажиров от 1 до 5 на борту, причем почти со всеми двигателями. Мореходность находится также на достойном уровне, послушно ведет себя на волне
- Остойчивость достигается из–за санных обводов в носу, некой “тупоносости” в сочетании с маленькой килеватостью. Такую моторку сложно накренить до опасного уровня
- Сравнительно небольшой вес нравится судовладельцам тем, что для транспортировки и выгрузки 140–килограммового бота можно обойтись, как минимум, командой из 2 человек
- Планировка салона считается удачной. Хотя в ней нет множества удобств, все необходимое имеется в наличии. Место под пайолами можно приспособить для размещения инструментов или других вещей. Благодаря этому дополнительному багажному отсеку кокпит не завален грузом и кладью
- Пользователям нравится то, что судно располагает достаточной мощностью с разными ПМ в диапазоне от 15 до 30 л. с., не скоростное, но имеет неплохую грузоподъемность
- Рецесс у мотосудна простирается во всю ширину корпуса, что позволяет переоборудовать его под 2 мотора, соответственно, усилив и адаптировав для новых условий. Эта часть глиссера самая долговечная и “неубиваемая”
Недостатки
- Самый неприятный фактор — подверженность дна и реданов коррозии. Наиболее слабым оказался продольный набор: место перехода форштевня в киль, в котором сходятся 5 алюминиевых панелей, страдает больше всего. Реданы отламываются и трескаются. Первая модификация из–за обилия жалоб выпускалась всего год или два и была снята с производства. Поэтому эта модель встречается очень редко и уход за ней должен быть более тщательным и регулярным
- Забрызгивание досаждает капитанам чаще всего при движении по встречной волне. При сильном волнении также появляется данная проблема. Управлять с румпеля мокрым с ног до головы явно неприятно. Проблема заключается в реданах из углобульбового профиля, направляюших раздробленные струи воды вперед. Ветровое стекло, в то же время, маленькое, неудобное и не защищает обитателей судна. К нему конструкторы не приделали боковины
- Весла, входящие в комплект при покупке, были короткими, слабыми и даже не крепились при помощи уключин. Работать ими было практически невозможно, что снижало уровень безопасности при поездке
- Багажное место находилось в форпике. Но переборка, которая хотя бы защитила его содержимое от брызг, отсутствовала. Отсеки под сиденьями обладали малой вместимостью
- Отделов для горючего у четвертой версии не было. У первой топливный бак не вмещал достаточное количество горючего. Для устранения этого недостатка приходилось несколько тюнинговать плавсредство
История и цели создания
Серия “Ока” появилась в 1969 году на прилавках отечественных магазинов благодаря стараниям Горьковского ЦКБ. Одним из конструкторов команды был В. К. Анкудинов. Производством занимался авиазавод им. Орджоникидзе, расположенный в городе Горький.
По причине быстро выходящей из строя продукции серия просуществовала всего пару лет. Из–за нещадно корродируемых корпусов первая модель встречается сегодня очень редко, так как мало экземпляров “дожили” до наших дней.
За следующие 3 года завод выпустил вторую и третью модификации, последняя появилась в магазинах в 1972 г. и предназначалась для рек с небольшим волнением.
В 1973 г. разработчики осчастливили поклонников новой, гораздо усовершенствованной вариацией “4”. Она не имела проблем предшественницы, слегка изменила свое строение в плане килеватости, а также стала более надежной в результате применения металла большей толщины.
Год окончания выпуска вариации “4” в периодике не освещался, поэтому неизвестен. Но производство не прекращалось как минимум до 1982 года.Сегодня под данным названием изготавливаются ПВХ–модели. Некоторые компании и сегодня выпускают пластиковые аналоги рассматриваемых здесь вариаций с чуть другими характеристиками. Найти официальный сайт производителя “Оки” можно в интернете при помощи поисковика. А ГАЗИСО занимается теперь исключительно авиационной промышленностью и к малым суднам отношения не имеет.
Таблица характеристик
"1" | "4" | |
---|---|---|
Длина габаритная, м | 4,07 | 4,25 |
Ширина наибольшая, м | 1,53 | 1,48 |
Высота, м | 0,98 | |
Высота борта на миделе, м | 0,64 | 0,71 |
Угол килеватости днища на транце | 6° | 14° |
Масса с оборудованием (без ПМ), кг | 140 | 190 |
Пассажировместимость, чел. | 4 | 4 |
Полная грузоподъемность, кг | 400 | 400 |
Допустимая мощность ПМ, л. с. | 30 | 30 |
Материал корпуса | Д16ДТ | Д16ДТ |
Способ сборки | клепка | клепка |
Внешний вид и особенности конструкции
Материалом конструкции служит дюралюминиевый сплав: легкий, надежный и наиболее распространенный в авиационной сфере. Детали собраны способом заклепывания, оксидированы, грунтованы, а также покрыты специальными эмалями ПФ–115.
Днище подкреплено 3 флорами и 5 шпангоутами изнутри, шестью уголками–отбойниками с наружной стороны. Килеватость дна у изделий 69—71 гг ближе к транцу не превышает 6 градусов, в то время, как на миделе ее показатель достигает 15. В бортах наблюдается практически незаметный развал в стороны. В районе перехода от носовой части к кокпиту катер обладает выпуклыми формами.
По бокам расположены 4 зиги (по 2 с каждого бока), а на форпике 6. Жесткость бортовой обшивки обеспечивает выштампованный гофр, идущий по периметру плавсредства. Скула повторяет очертания киля. Обводы носа притуплены. Обшивка транца, палубы и дна — 1,5 мм, а силового набора и бортов — 1 мм. Грузоподъемность на уровне “Крыма” или “Оби” — 400 кг.
Нос запалубленый, не имеет люка. Под ним находится багажное отделение, не отгороженное переборкой от пассажирской секции. Там же уложен пенопластовый запас плавучести. Параметры кокпита 2,05х1,11 м. Для защиты от брызг и ветра на форпике монтировано 5–миллиметровое ветровое стекло в рамке из алюминиевого профиля. Данный элемент не доходит до бортов и защищает чуть больше половины палубы.
Размещение 4 обитателей моторки происходит по принципу: 2 впереди и 2 сзади. Кресла нестационарные, сделанные из дерева и фанеры, обитые поропластом и кожзамом. Пол в салоне застелен реечными сланями 13х38 мм, покрытыми олифой. В бортах есть карманы для снаряжения.
Транец предназначен для одного ПМ до 30 сил. Отделен от салона переборкой, перед которой, за задними сиденьями, находится топливный бак. Высота стандартная — 38 см.
Технические характеристики модели “Ока–4” имеют не слишком ощутимые отличия в размерениях, но основные качества остались такими же.
Видео лодки Ока 4:
Какими были главные изменения?
- Угол наклона на миделе возрос до 14°. Это гораздо улучшило глиссирующие и ходовые качества
- Усовершенствованная обстановка обитаемого пространства: его площадь увеличилась до 2,12х1,34 м, появился задний диван с рундуком, лобовое стекло приобрело традиционный размер и вид, появилось больше мест для хранения вещей и снаряжения
- Обшивка стала толще — 2 мм. Отличное решение разработчиков, учитывающих жалобы покупателей на слабое днище
- Количество гидрошайб уменьшилось до 4
- В связи с расширением комплектации вес с оборудованием и снаряжением стал 190 кг, но “чистая” масса составляет 97 кг
Схема
Оборудование и обитаемость
“1” оборудовалась сланями, съемными сиденьями, запасом непотопляемости, утками, рым–молдингом, рым–болтом, черпаком, чехлом на кокпит, 2 веслами из дюралюминия, ДУ поворотом ПМ.
“4” поставлялась в магазины в разной комплектации, соответствующей 3 вариантам. Первый — комфортабельное оснащение и обустройство, масса 190 кг. Второй — твердые кресла со спинками, вес 171 кг. Третий — 152 кг и банки вместо кресел.
“4”
- Корпус с элементами плавучести из пенопласта и швартовно–буксирным устройством
- Ветровое стекло с крепежом
- Слани (6 секций)
- Сиденья мягкие со спинками ( для варианта 1) или жесткие банки ( вариант 2″)
- Весло–гребок, 2 шт
- Линь спасательный плавучий
- Ремкомплект
- Черпак
- Документация
- Тент (вариант 1)
- ДУ (вариант 1)
Перевозка лодки
Выбор трейлера для транспортировки данного глиссера обуславливается множеством факторов: удаленность от водоема, тип берега, габариты моторки и т. д. Четырехметровый остов нельзя возить на крыше авто, необходимо приобрести для перевозки мотобота телегу.
Помимо прицепа понадобится транспортировочный тент, защищающий плавсредство в дороге от непогоды, пыли и грязи. Нелишним будет нашить на него карманы для размещения инструментов либо других предметов.
Ходовые качества и непотопляемость
Описание “Оки” всегда начинается с ее великолепных ходовых характеристик. Форма обводов и днища создают высокую остойчивость, что позволяет легко всходить на борт и обеспечивает безопасность пассажиров. Наличие реданов, килеватости и хорошая совместимость судна почти со всеми ПМ дают превосходный эффект. Вывести дюральку в глиссаду достаточно легко. При работе “Ветерка–12” с одним человеком глиссирование происходит на полном газу и дальше стабильно идет с 3/4 газа. Большая мощность ускоряет выход в глисс. По отзывам форумчан, спарка двигателей позволяет достигать глиссады даже с пятью пассажирами.
К достоинствам представителей серии относится устойчивость на курсе и хорошее поведение на волне. Благодаря этому буксировка воднолыжников происходит без проблем. С 23–сильным “Нептуном” скорость держится в районе 40—45 км/ч. Маневренность приятная, на резких поворотах мотобот не имеет склонности к переворачиванию. Увидеть наглядно поведение катера на видео можно в интернете, где есть множество роликов, выложенных владельцами глиссеров.
Касаемо непотопляемости нареканий у окаводов замечено не было. В соответствии с тенденциями своего времени функцию запаса плавучести выполняют блоки пенопласта, уложенные в форпике и в районе рецесса. Полностью залитая водой моторка с пятидесятьюкилограммовым мотором остается на плаву практически горизонтально. Люди, находясь в воде рядом с ней, могут использовать ее в качестве спасательного средства.
Таблица скоростей
Модификация | Наименование ПМ | Количество двигателей, шт. | Загрузка, кг | Скорость, км/ч |
---|---|---|---|---|
1 | "Вихрь–30" | 1 | 100 | 39,6 |
1 | 320 | 33,7 | ||
1 | 400 | 24,9 | ||
"Привет" | 1 | 100 | 43,6 | |
1 | 320 | 37,8 | ||
1 | 400 | 32,2 | ||
4 | Отечественный ПМ 25 л. с. | 1 | 400 | 30 |
Parsun F15 | 1 | 120 | 33 | |
Mercury 15M | 1 | 120 | 32 | |
Suzuki DF30 A | 1 | 120 | 44–45 | |
1 | 200 | 41–42 | ||
Suzuki DT30 | 1 | 120 | 53 | |
1 | 260 | 24 | ||
Yamaha 30 2,08 | 1 | 125 | 46 | |
1 | 195 | 43 | ||
"Вихрь–25" | 1 | 100 | 41 | |
1 | 120 | 38 |
Под мотором
Транец сконструирован под ПМ со стандартной ногой 38 см и мощностью от 12 до 30 сил. Причем строение рецесса позволяет установить одновременно два двигателя. Спарка дает преимущество в скорости и выносливости.
Еще один приятный момент — крепость транца просто превосходная. Для разрешенного количества сил данный элемент конструкции долговечен и чрезвычайно прочен. В случае установки агрегата помощнее необходимо укрепить подмоторную часть. Но прибавка 10—20 л. с. заставляет катер просто летать. Чтоб определиться с мощностью, можно, например, смотреть видео “Лодка “Ока” мотор 50 сил” или другие ролики ( Видео “Ока” с мотором от Yamaha r 1″). Есть ДУ поворотом ПМ.
Цены
Купить на “Авито” б/у лодку “Ока–4” либо ее первую вариацию можно по разнообразным ценам. Пустой каркас четверки без оборудования и двигателя можно приобрести от 27–35 тысяч рублей. Более сохранившиеся и ухоженные модели стоят от 100 т. р. до 550, в зависимости от произведенного тюнинга. “1” доступней, ее стоимость колеблется в пределах 22—85 т. р. без ПМ.
Чем хороша продажа катера на Авито и других сайтах? Тем, что можно попросить у продавца видео или фото товара, а также подробней познакомиться с внешним видом судна. Например, если хочется посмотреть, как выглядят родные пайолы “Оки–4”, фотографии будут красноречивей слов.
Тюнинг и ремонт
Так как выпускница 1969 года была оборудована по–спартански, вполне естественными стали повсеместные доработки и перестройки.
Тюнинг серийных модификаций своими руками заключается чаще всего в следующем перечне операций:
- обустройство топливного бака на версиях “4” и “1” было чрезвычайно необходимо. Самым подходящим местом для хранения горючего оказалось место под пайолами: килеватое дно создает объем для парочки канистр
- неудобство доставляло короткое стекло на лодках “4” и “1”, провоцирующее нещадное забрызгивание на ходу. Ветрозащита заменяется на полномерную, с более удобной высотой. Не лишней будет калитка посредине для того, чтоб комфортно сходить на берег или подниматься на палубу
- старые тенты на моторку “4” благополучно разлезлись и стали непригодны за все года использования. А у “1” вместо тента был чехол на салон и обладатели мотосудна желали большего. В периодике есть материалы и схемы для пошива защитных накидок для тех, кто хочет самостоятельно сшить тент. Как альтернативный вариант, существуют фирмы, специализирующиеся в этой сфере
- со сланями на лодку “Ока–4” и “1” та же история: длительное использование редко какие покрытия оставили в хорошем состоянии на сегодняшний день. Чаще всего пол застилают сплошными пайолами, иногда с люком в пространство под ними. В этом случае важно не утяжелить сильно корпус моторки, выбирая материал полегче, но прочный и надежный
- установка коммандера на мотобот всегда улучшает возможности управления и дает значительные преимущества
- покраска камуфляжной расцветкой встречается нередко. Это легко объяснить: окрас практичный, загрязнений не видно, в прибрежных зарослях легко спрятаться. К тому же, в случае появления царапин легко подкрасить любым подходящим цветом. Причем достаточно маленькой 200–граммовой банки
Отзывы
Отзывы владельцев “Оки” довольно теплые и позитивные. Как правило те, кто решился на покупку глиссера, ясно понимают цели и места его применения. Для своего предназначения изделие маневренное, управляемое, легкое и очень мореходное.
Все минусы от владельцев описаны выше, при перечислении недостатков. Для хозяина с умелыми руками, тщательно следящего за состоянием дна, данный нюанс не станет непреодолимым. Наоборот, он становится точкой отправления к гениальному тюнингу и воплощению интересных идей. На различных форумах есть фото катеров “4” и “1” до и после модернизации.
Автор не точно указал характеристистики по Ока-4, 1- масса с оборудованием и снабжением кг. – 170. Сюда входит и вес мотора. 2- Эта мотолодка того же класса что и,, Днепр, ,,но с ограничением мощьности подвесного мотора до 18,5кВт.,а это ,,Вихрь – М,, 25 л.с. Масса мотора – 45 кг. Когда пишите о характеристиках судна, надо использовать данные проектной документации.