Лодка Малютка – компактное, легкое, прочное, плавательное средство. Срок эксплуатации увеличивается за счет качественного, современного материала и хорошо проработанных деталей. Благодаря маленьким размерам, она легко складывается, транспортируется, помещается в багажное отделение легкового авто.
Достоинства
- Относительно небольшой габарит в сложенном виде (800х 650х 300), позволяющий удачно решить проблему хранения между сезонами, что немаловажно для города
- Доступная стоимость
- Минимальный уход – обеспечивать чистоту, поддерживать в порядке верхний слой краски
- Легкость перевозки, помещается в багажник легкового автомобиля
- Несложный механизм, обеспечивающий быструю сборку
Недостатки
- Из минусов выделяют так называемую «аварийную плавучесть», она переворачивается вверх дном, затрудняя спасательные действия
- Большим недостатком является неустойчивость на воде
- Небольшая грузоподъемность
Фото лодки Малютка:
История и цели создания
Изготовление первого алюминиевого образца датируется 1979 годом. Разрабатывалась Средне – Невским судостроительным заводом (СССР). Одноместная разборная алюминиевая лодка Малютка – создавалась с целью рыбалки, охоты в болотистых местностях и легкого прохождения заросших водоемов. Небольшой размер и компактная сборка помогут легко транспортировать ее в зарослях камыша и осоки.
Плавсредство обладает отличными маневренными качествами и простым управлением, а также легко помещается в багажном отделении автомобиля. Создана для безветренных мест. Снята с производства в 1985 году, ее заменила «Малютка – 3», новая более современная модель.
Для большей устойчивости и увеличения пассажировместимости, многие любители самостоятельно стали переделывать одноместную на более крупную двухместную. Благодаря этому плавсредство стала более пригодна для походов под мотором. И потому была подготовлена к выпуску двухместная «Малютка – 2». Получилась универсальный, секционный вариант мини-мотолодки.
Видео лодки Малютка:
Таблица характеристик
«Малютка» | «Малютка - 2» | «Малютка - 3» | |
---|---|---|---|
Максимальная длина (собранная) м | 1, 97 | 2,41 | 2 |
Ширина, м | 0, 80 | 1, 11 | 0, 84 |
Борт на миделе, высота, м | 0, 30 | 0, 4 | 0, 38 |
Общий вес полностью укомплектованной конструкции, кг | 20 | 36 | 23 |
Грузоподъемность (полезная), кг | 100 | 180 | 100 |
Объемы (сложенный вид) | 0, 8 – 0, 65 – 0, 3 | 0, 92 – 1, 11 – 0, 45 | 0, 88 – 0, 7 – 0, 42 |
Внешний вид и особенности конструкции
Материалом для изготовления корпуса служит легкий по весу сплав АМг – 5, пластичность сплава позволяет применять его в изготовлении изделий методом холодной штамповки. Аргонодуговая сварка соединяет отдельные детали каркаса. Конструкция получилась прочной и жесткой, обеспечили данные характеристики шпангоуты (ребра жесткости). Толщина листов обшивки дюралюминия 1,5 мм.
Плавсредства имеет три секции, длина каждой составляет 0,65 м. Наибольшая точная ширина составляет 0,8 м. Габариты в собранном состоянии – 800мм х 650мм х 300мм и в собранном виде напоминает массивный чемодан. Собираются секции достаточно просто – передняя часть (носовая) вставляется внутрь кормовой, к ней прикрепляется средняя часть. При сборке секции крепятся между собой 18 гайками–барашками, устанавливаемых по фланцам. Водонепроницаемость – неоспоримое преимущество плавсредства. Соединенные между собой части конструкции не промокают из – за устанавливаемых по фланцам прокладок (специальная резиновая полоса).
Резкому крену в бок сопротивляется скуловой киль, но стоит отметить что данное решение разработчиков не сильно помогает остойчивости. Центр тяжести находится низко и обеспечивает ровное положение судна. Образец может похвастаться грузоподъемностью в сто килограмм, при собственном весе в пять раз меньше: масса с оборудованием и снабжением составляет 20 кг.
«Малютка – 2»
Усовершенствованное плавательное средство сохранило преимущество предыдущего образца, ключевое отличие – увеличенная грузоподъемность (180 кг) и пассажировместимость 2 человек. За счет этих изменений немного изменились габариты – длина увеличилась на 740 мм, ширина – на 310 мм, высота борта – на 100 мм и вес – с 20 на 36 кг. Также изменения коснулись и обводов – это обуславливает остойчивость плавсредство как при посадке пассажиров, так и на ходу.
Как и корпус предыдущей модели, он собирается из трех частей, изготовленных из легкого коррозионно-устойчивого алюминиево-магниевого сплава АМг – 5М. Толщина наружной обшивки — 1, 5 мм, транца — 2 мм. Внутренняя и наружная поверхности каркаса, весла и сиденья окрашиваются эмалью ПФ – 115 контрастных цветов, также предусмотрено несколько вариантов окраски.
Соединение частей между собой выполняется при помощи 18 шпилек, проходящих через жесткие фланцы, приваренные по стыкам секций, и 36 гаек-барашков. Прокладка из губчатой резины, которая укладывается между фланцами обеспечивает водонепроницаемость стыков.
Двухместную мотолодку, кроме стандартной комплектации первой модели, снабжают транцевой накладкой толщиной 40 мм (навешиваемой на транец при установке подвесного мотора) и двумя кронштейнами для крепления рыболовных удочек. Для возможности регулировки дифферента при различных вариантах нагрузки устанавливаются две пары подуключин, а сиденье гребца можно перемещать вдоль кормы.
«Малютка – 3»
Современная мотолодка отличается от первой образца улучшенным внешним видом и устойчивостью, которая была достигнута за счет незначительного расширения каркаса. Увеличение размеров привело к повышению веса на 3 кг, но преимущества новой модели с лихвой окупают ее утяжеление.
Мотолодку можно использовать на реках и в прибрежных зонах озер и водохранилищ, причем не только для рыбалки и охоты, но и для обучения гребле подростков, как судно для начинающих туристов, и как переносное средство переправы.
Значительно сократилось время сборки-разборки конструкции, уменьшение количества шпилек и гаек-барашков (12 шт. вместо 18). Конструкцию можно собрать примерно за полчаса, два фланца-шпангоута стягиваются так же надежно как и ранее, что не дает возможности попаданию воды во внутрь.
В отличие от первой версии, на новой образце нет скуловых килей, которые препятствовали резкому накренению, но доставляли массу неудобств рыболовам и охотникам при плавании по мелким и заросшим водоемам. На мотолодке можно без труда пройти по мелководью, пришвартоваться к отмелому берегу, пробраться по заросшему тростником и ряской затону. Вместо двух подуключин на новом образце всего одна, которая вынесена за борт, что бы вода с весел не стекала во внутрь.
Схема
Оборудование и комплектация
Составляющие детали продаются в прочном, деревянном ящике:
- Весла из металла, оснащенные 2 парами уключин
- Одноместное сиденье с резиновыми ремнями крепится к днищу
- Прокладки (резиновые)
- Специальные шпильки – барашки
- Черпак (непредвиденные случаи заливания водой)
Обитаемость
Про обитаемость серии говорить не приходится, так как она не предназначена для долгих плаваний и является переправочным средством либо отличным вариантом выхода на воду на короткое время. Какие либо удобства в судне отсутствуют, что хорошо видно на схеме.
Перевозка лодки
Существует три распространенных варианта перевозки:
- Автомобильным прицепом
- На крыше машины
- В разобранном виде складывается в багажное отделение авто
Судно, погруженное на верхний багажник авто, переносит любое расстояние хорошо. Скорость езды значения не имеет, материал изготовления прочен, не боится механических повреждений и царапин. Судно имеет преимущество перед надувными резиновыми аналогами в случае необходимости использования в густом камыше либо на берегу с острой галькой, так как на корпус судна это не отразится. Алюминиевый корпус не подвергаются абразивному стиранию, чего нельзя сказать о днище стеклопластиковых конструкций, которые быстро стираются и являются более хрупкими при траспортировке. Данный тип плавсредств используется туристами (смешанный отдых, суша и вода) в качестве переносного переправочного средства. Интерес такого путешествия заключается в осмотре водоемов, водные дороги к которым отсутствуют либо занимают длительное время.
Непотопляемость
Пенопластовая плита пристегивается резиновым ремнем к днищу и служит сидением, которое выполняет функцию непотопляемости. Пенопластового блока хватает что бы удержать корпус залитый водой от погружения на дно. Затопление возможно волной, а также при изменении положения внутри со стороны в сторону и даже при резких движениях. Пенопластовый блок ПС – 4 (два блока у второй моедели) выполняет те же функции. У «Малютки – 3» предусмотрена более высокая пенопластовая банка-сиденье, закрытая чехлом из кожзаменителя, которая пристегивается ремнем к средней секции лодки.
Обеспечение улучшения функций непотопляемости происходит за счет утолщения и удлинения слоя пенопласта. В случае аварийной плавучести, лодочка сможет выдержать не только себя на воде, но и пассажира который будет держатся за нее как за блок плавучести.
Под мотором
Подвесной мотор «Салют» закрепляется на кронштейн, устанавливаемый на транец, где держится болтами. Устойчивость плавания достигается благодаря булями из пенопласта, которые крепятся на средину корпуса с правой и с левой стороны. Режим хода под мотором «Салют» похож на глиссирование. Для удобства управления энтузиасты увеличивают румпель.
Под веслами
Весла с уключинами из металла, составляют неотъемлемую часть и имеют положительную плавучесть. Под ними кажущаяся неуклюжей, она двигается резво. Конструкторами предполагалось заменить весла на легкие, имеющие термопластиковую лопасть. Благодаря такой комплектации, можно плыть, поворачиваясь вперед лицом либо спиной.
На волне
Судно используется на расстоянии 300 метров от береговой линии, переносимая волна:
- 0, 2 метра для первой модели
- 0, 25 метров – для второй модели
- 0, 3 метра – для третьей модели
Ветреная погода – ее враг, выходить на открытые водоемы в ветреную погоду запрещено в целях безопасности. Даже средняя встречная волна – серьезная помеха плаванию (таковы обводы корпуса).
Преодолевать волнение воды лучше под небольшим углом, избегая сильного раскачивания. Можно сместить центр тяжести, немного опустив корму и приподняв переднюю часть. Черпак, входящий в комплектацию конструкции, поможет решить проблему заливания воды внутрь, если сильный ветер и волна способствуют этому.
Цены
Цена лодки “Малютка” на Авито невысокая, посильная для простого рыбака или речного обывателя. Стоимость алюминиевых и дюралюминиевых изделий начинается от 7 тысяч рублей и доходит до 70. Продажа б/у плавсредств данной серии колеблется в районе 40—57 т. р. Выбор на Авито или же других продающих площадках достаточно разнообразный, с двигателем, начинкой или без ничего.
Отзывы
Отзывы владельцев этой эксклюзивной моторки контрастны: от “создана для уменьшения населения нашей страны” до “никуда без нее не отправляюсь”. Конечно, покупка бота для грузоперевозок и веселых покатушек шумной компанией бессмысленна. Но на форумах достаточно теплые комментарии относительно поездок по мелководью и тихих рыбалках.
Тюнинг
Доработка разборной конструкции касается, как правило, мелочей. Компактная моторка отличается крепким и долговечным корпусом, поэтому масштабные переделки в этой области если и ведутся, то только для увеличения габаритов. Хозяева своими руками стремятся сделать борт выше, хоть немного расширить кокпит и работают над непотопляемостью картопа.
Заключение
Разборная секционная мотолодка до сих пор имеет регулярный спрос среди туристов, которым необходима легкое и надежное средство для переправки либо небольшого плаванья.